Пора уводить коней / Пер Петтерсон

Тронд, главный герой от лица которого рассказывается история, после смерти жены, в 67 лет, переезжает в заброшенный дом у реки. История которую он рассказывает переплитается с его воспоминаниями о лете 48-го года которое он провел с отцом в другом доме, у другой реки, но которое зпечатлилось в его сердце и стало компосом его жизни. 

Я давно не читал книгу которая бы произвела на меня такое глубокое впечятление и которую мне было бы так приятно читать. 


"Ранний ноябрь. Девять утра. В окно бьются синицы. Врезавшись в стекло, некоторые одурело летят прочь, другие падают в свежий снег и барахтаются в нем, силясь подняться на крыло"

Не смотря на то что в описании книги пишут что она пто "военное время, движение сопротивления, любовная драма..." помойму это совсем не так. На мой взгляд книга о влиянии одного человека на жизни других людей, в частности влияние отца Тронда на его жизнь. Поиск гармонии человека с окружающим его миром. О желании уединения и тешины. Эта книга про феноменологию, про предпочтении практики над теорией.

"Всю свою жизнь я мечтал жить один в таком вот месте. Мечтал даже в самые счастливые моменты. Выпадавшие отнюдь не редко, позволю себе заметить. Нет, правда, так и было. В смысле - счастливые моменты бывали нередко. Мне везло. Но даже в чьих-то объятиях, когда шепчут в ухо слова, которые хочется слушать и слушать без конца, я иногда вдруг чувствовал тоску по уединению, по такому месту, где просто тихо. И хотя могли пройти годы до того, как эта мысль торкнет в голове в следующий раз, это не значит, что меня не тянуло прочь. И вот я здесь. И жизнь идет, ровно как я себе представлял"

Мне не хотелось оставлять эту книгу и в тоже время хотелось читать неторопясь, растягивоя удовольствие. В этом произведении, на мой вкус, всего в самую меру: описания природы, описание физического труда, эмоцый и дружеской близости, подроскового азарства и здерженности зрелости. Ощущение, что книга содержит не только слова и предложения но так же передоваемый не понятно как именно того чувста которое испытывает главный герой. При этом и тогда когда ему 15 лет и тогда ему 67. Сюжет книги моментами давольно резок и драмотичен но уловив характер Тронда, мы воспринимаем эти события со спокойствов тебетсого монаха. Читая, я очень четко испытывал ощущение схожее с медитацией. И после, продолжая думать о книге у меня как будто бы поменялся взгляд на внешний мир. Я стал относится к событиям разворачивающимся перед мною с большим пониманием и даже малость снисходительно. 

"А я хочу отдать обустройству время. Оно сейчас для меня важная вещь, представляется мне. Я не стремлюсь ни замедлить его, ни ускорить, оно ценно само по себе, я хочу проживать его, хочу наполнять его делами и усилиями, тем самым деля и обжимая по себе, чтобы я чувствовал время и оно бы не утекало незаметно для меня"

Пер не пытается нас в чем то убедить или научить. Он написал историю Тронда в которой от первого лица описывает некоторые события его жизни. При этом нам открываются совсем мало, избранные моменты, и совсем не в хранологическом порядке. Остольное нам приходится додумывать хотя Тронд нас предупреждает: 

"Люди любят, когда ты рассказываешь им о своей жизни - спразмерными порциями, в скромной доверительной манере, они считают, что так узнают тебя, о каких-то фактах, но твоих чувст, и как ты мыслишь, и что ты думаешь по какому ни возьми поводу - всего этого они не знают, ровно как и не могут почувствовать, как все, через что ты в жизни прошел, и что ты для себя решал, и на что решался, сделало из тебя того, кем ты стал. Взамен они пускают в ход собственные мысли, мнения и предположения и сочиняют тебе новую жизнь, которая чудесным образом не имеет ничего общего с твоей"

Чувствую что у меня не получается написать что-то стоющее о книге. Как будто бы я только хожу по кругу в центре которого лижит то что я действительно хочу сказать. Но каждый раз когда я пытаюсь приблизиться, скорость вращение увеличивается и меня очередной раз отбрасывает назад. Не то чтоб я отказывался от всего что я уже написал, просто перечитывая я остоюсь неудовлетворенным. Наверное это и есть то самое предпочтение практики, восприятие по средством феноменологии. Эту книгу надо читать.

"И острый запах только что срубленного дерева. Он растекся от дороги к реке, он пропитал воздух и висел над водой, он проникал всюду, от него делалось дурно и кружилась голова. Я был в его толще. И провонял смолой насквозь: одежда, волосы, кожа - все было к вечеру, когда я ложился в кровать, одна липкая смола. С этим запахом я засыпал, с ним вставал и чувствовал его весь день. Я стал лесом. С топором в руке я метался по колено в еловых ветках и рубил сучья, как показал отец: заподлицо со стволом, чтобы ничего не торчало, не мешало ходу струга, не цеплялось и не впивалось в ноги тем, кому придется, возможно, скакать по бревнам, если они запрудят реку или сядут на мель"

No comments:

Post a Comment