Привет,
Хотел поделиться, услышанным на курсе "введение в философию морали" (מבוא לתורת המוסר).
Философия морали, первым делом, ведет спор о том, есть ли вообще универсальная мораль. Главные течение философии, утверждают что да, и пытаются построить систему, в которой мораль будит универсальна. Курс будет именно об этом.
На первых двух лекциях, мы обсуждали два течения, отвергающих универсальность морали: Эгоизм и Моральный Релятивизм (осталось еще обсудить Субъективизм).
На фоне разговоров на тему религии и государства, права меньшинств и призыва к терпимости и принятия другого, речь пойдет о Моральном Релятивизме.
По модели морального релятивизма, мораль привязана к обществу и не подлежит оценки извне (из другого общества). Каждый индивидуум ведет себя по нормам (моральным в том числе) того общества в котором живет и не должен навязывать свою мораль индивидууму из другого общества. Пока все здорово и именно этих принципов (терпения) мы все время стараемся придерживаться в наших разговорах. Разногласие между нами, как правило, сводится к границам терпения, где проходит грань насильственного влияние на образ жизни другого. К примеру, на сколько пение женщин в Израильской армии, мешает религиозным (меньшинству) и нужно ли (можно ли) запретить женщинам петь. Тем самым, требуя от большинства (в данном примере придерживающегося релятивизма) терпение и понимание; ставя нормы религиозного меньшинства выше норм светского большинства.
По модели морального релятивизма, мораль привязана к обществу и не подлежит оценки извне (из другого общества). Каждый индивидуум ведет себя по нормам (моральным в том числе) того общества в котором живет и не должен навязывать свою мораль индивидууму из другого общества. Пока все здорово и именно этих принципов (терпения) мы все время стараемся придерживаться в наших разговорах. Разногласие между нами, как правило, сводится к границам терпения, где проходит грань насильственного влияние на образ жизни другого. К примеру, на сколько пение женщин в Израильской армии, мешает религиозным (меньшинству) и нужно ли (можно ли) запретить женщинам петь. Тем самым, требуя от большинства (в данном примере придерживающегося релятивизма) терпение и понимание; ставя нормы религиозного меньшинства выше норм светского большинства.
Вернемся к философии. Нам надо определить критерии, по которым сможем судить о "совершенности" данной моральной модели, к примеру: какую роль в модели играет Сознание каждого индивидуума, насколько влияет агрессия и выгода (не будем вдаваться в точные определения).
На пример, модель в которой человек действует лишь по зову желание (Эгоизм) приводит к парадоксам и логическим сложностям, поэтому будит стоять ниже по "совершенству" чем более "богатая" модель в которой учитываются другие факторы (как благо общества, справедливость, свобода личности ит.д.).
Когда мы смотрим на Моральный Релятивизм, то вот что получается - как правила модель приводит к силовой развязки поскольку нет ясного критерия по которому можно рассудить кто прав а кто нет. Другими словами, сильнейший навяжет свою "мораль" слабому. К примеру, когда "мораль" одного общества противоречит морали другого: французский закон запрещающий носить паранджу или обрезание - есть места, где на обризание смотрят положительно, а есть места, где негативно. В иудаизме и исламе обрезание положительное действие - заключение договора с богом, а во многих европейских странах негативное - увечий и навязывание мировоззрение родителя ребенку не оставляя последнему права выбора.
Силовая развязка, как правило, получается и внутри общества. Нормы (и моральные в том числе) как правило, диктуются сильнейшими слоями общества (опять таки, как следствие несуществования общепринятой, универсальной, меры) и их главная цель поддерживать и усиливать эти слои. Получается замкнутый круг, в котором сильный побеждает, диктует нормы, становится еще сильнее и т.д. Даже если все начнется с примерно равного состояния, как только ломается симметрия - сильный становится еще сильнее. Желание и сила приводит к власть, власть меняет нормы, что дает сильным еще больше силы.
Еще один момент - в этой модели индивидуум не обязан пользоваться Сознанием. От него требуется следовать нормам того общества, в котором он живет и он не должен их пересматривать (только будучи сильным и взойдя на пирамиду власти). Он может! но не обязан – В результате, индивидуум обладает способностью, но моральная модель ее не использует - считается минусом, поскольку если есть ресурс, то можно с его помощью усовершенствовать данную модель.
Подводя итоги, Моральный Релятивизм, приводит к силовым отношениям, логическим сложностям, не берет в учет Сознание индивидуумов и не позволяет вести диалог на базе моральных принципов, поскольку допускается, что у каждого общества они свои.
Поскольку на курсе будет идти речь о универсальной морали то сперва надо показать студентам что модели с "локальной" моралью не работают. Мне лекторша по секрету сказала что, не смотря на то что она придерживается Кантовского подхода к моральным вопросом, она согласна, что пока нет, не одной модели, которая выдерживает любую критику; есть модели совсем слабые, а есть модели посильнее.
Пока я отбрасываю модель Морального Релятивизма в надежде, что универсальная мораль все же есть. Что не только можно/нужно пересматривать нормы общества, в котором живем, а так же есть возможность судить о морали другого общества извне и вести диалог на базе общих, моральных принципов.
Надо "только", научится как это правильней делать.
До следующей лекции...
До следующей лекции...
Вопрос исключает ли Релятивизм, существование универсальной морали? Эта модель напоминает мне, как и многие другие, модель эволюции Дарвина. Вопрос можно ли разделить между понятиями человеческими и понятиями универсальными? Человек зависит от условий в которых живет, условия меняются, релятивная мораль обслуживает потребности данного общества. Это не значит что не существует Абсолютной Морали, которая влияет как точка отправления некого динамического равновесия. Когда энтропия выше, релятивная мораль отдаляется от абсолютной, когда энтропия понижается релятивная мораль стремится к абсолютной. Я не физик и не философ, но мне кажется что это вполне возможная модель, которая придает гибкость человечеству для выживания в разных условиях существования не исключая чего-то универсального .
ReplyDeleteЕсли отложим вопрос развития общества и будем говорить только о теории данной модели, то нет, релятивизм не признает существования универсальной морали. Релятивизм отрицает объективность, не признает существование одной системы координат.
ReplyDeleteКонечно, когда мы возвращаемся в мир людей, то сто процентного релятивизма нет. Ты прав, что каждое общество, развиваясь, присваивает себе нормы и моральные законы, необходимые для процветания – процветание тех, кто стоит во главе данного общества.
Как мне кажется, все начинается с полного релятивизма, каждый сам по себе. Со временем образуются группы, племена, деревни, города, странны. В процессе слияния, некоторые нормы становятся «универсальными» (как не убей, не воруй и т.д.). Эти нормы необходимы для устойчивости общества и связи между разными обществами. Это, как я понимаю, то что ты имел в виду говоря о «энтропии». Разница только что ты говоришь, что существует некий «абсолют» как «точка отправления» но тогда это уже не релятивизм. В твоей картине есть универсальная мораль и люди к ней стремятся, а релятивизм отрицает ее существование и строит мораль персонально каждому обществу.
В том, что есть нормы, которые со временем становятся универсальными, можно видеть некое доказательство существования универсала. А можно увидеть лишь то, что мы потихоньку превращаемся в единое общество.
Я конечно не имел в виду формального признания релятивизмом, чего то абсолютного. Вопрос может ли существовать или существует ли модель, которая может совместить в себе понятия релятивизма морали и существование единого вектора стремления всех релятивных моралей? Интуитивно мне кажется что, может. Мое мироощущение мне это подсказывает. Точно так же, мне кажется, что то что мы потихоньку превращаемся в единое общество, не противоречит тому что это происходит под влиянием какой-то единой силы. Из Хаоса в Космос, не так ли?
ReplyDeleteСогласен с обоими замечаниями, если релятивизм воспринимать как переходящая стадия, остановка на пути к вершине. Но в случаи, когда это все, что есть (нет универсала), то единому вектору будит сложно. К примеру, религиозное общество и светское, какие у этих векторов направления? А если мораль одного общества конфликтует с моралью другого? Как правило, силовой развязки не избежать. Я не уверен на счет единой силы, но в случаи с моралью это как вопрос, что было раньше, курица или яйцо? Что на что повлияло, существование в мире универсальной морали на формирования единого общества или наоборот?
ReplyDelete